История успеха: Дмитрий Шитц
Заведующий лабораторией оптических излучений, НОЦ «Фундаментальная и прикладная фотоника. Нанофотоника», кандидат физико-математических наук
Чем занимается ваша лаборатория?
Лаборатория занимается разработкой источников оптического излучения и изучением его взаимодействия с живыми и неживыми объектами.
Как Вы оказались здесь и что мотивирует работать в этой сфере?
Я окончил Томский государственный университет, учился на радиофизическом факультете. Курсовые и дипломные работы были выполнены мною в Институте сильноточной электроники СО РАН, после чего мне предложили остаться в одной из лабораторий этого института, где я проработал 16 лет. В 2004 году в должности старшего научного сотрудника защитил кандидатскую диссертацию. В 2013 году мне удалось переехать в Калининград в качестве приглашённого специалиста. В БФУ для учёных, приезжавших из разных городов России, были созданы комфортные условия для реализации идей и научных проектов. Под моим руководством была создана Лаборатория оптических излучений на площадке НТП «Фабрика», а поскольку биомедицина являлась на тот момент одним из приоритетных направлений исследования, лаборатория изначальна была ориентирована на разработку медицинского оборудования.
Почему именно Калининград? В Томске пять крупных университетов и несколько десятков НИИ, отсюда большая конкуренция проектов в научной сфере. Там я несколько лет безуспешно искал финансирование для реализации моих идей. В БФУ другая ситуация, администрация университета помогла найти финансирование проектов и разносторонне оказывала и оказывает помощь в их реализации.
Всегда ли Вы хотели быть ученым?
Нет, не всегда. В детстве была тяга к экспериментам. В школе я занимался радиолюбительством, хотел изобрести вечный двигатель, обсуждал эти идеи с учителем физики. В то время трудно было найти радиоэлементы для моих схем, но где-то что-то удалось раздобыть, собрать свои поделки, которые в итоге даже работали. В дальнейшем, поступив на радиофизический факультет, как я уже говорил, посчастливилось работать в одном из НИИ Томского Академгородка, где я окунулся в мир науки. Именно тогда появилось желание стать и работать учёным.
Достижения исследователя – это в первую очередь врожденный талант или усердная работа?
И первое, и второе, и третье. Здесь в человеке должно быть замешано всё. Главное – большое желание работать на первых ступенях роста. Нужно пройти все университетские коридоры, выучить много наук, которые, возможно, и не пригодятся в твоей научной деятельности. Наработать серьёзную базу знаний во время учёбы, чтобы понять все сложные процессы, которые мы исследуем. Немаловажно иметь желание продолжать обучение на другом уровне, в лаборатории.
Что для Вас является наивысшей точкой развития/ успеха в профессиональной деятельности?
Хотелось бы полной реализации научных идей и проектов, для того чтобы приборы, которые мы разрабатываем, приносили реальную пользу людям.
Чего не хватает современной российской науке или, начиная с малого, региональным научным центрам?
В масштабах России есть проблема коммерциализации. Здесь ученые, которые генерируют идеи должны уметь сами искать финансирование. Однако их этому никто не учил, это тоже наука, но другая. Поэтому они делают это непрофессионально, и в результате многие научные проекты останавливаются на стадии патента или прототипа. Работа ученого должна завершаться на стадии лабораторного образца. То есть, исследователь показал, что его идея работает, далее подключаются другие специалисты, которые знают, как «упаковать» научный продукт, как его правильно преподнести и подороже продать. Это профессионалы, которые должны вникнуть в суть идеи, разработать бизнес-план, найти инвестора, то есть помочь учёному раскрыть её для общества. Так работает весь мир.
И ещё наш Российский, в том числе наш региональный, бизнес «не созрел» для инновационных проектов, и причина этого, как я понимаю, неясность перспектив сложной технологии при её реализации, где прибыль будет получена не сразу.
На сколько часто к вам идет молодежь? Популярно ли данное направление?
Да, с этим проблема. Ощущается нехватка молодых кадров, я уже не говорю о конкуренции и об отборе студентов для обучения в научных лабораториях. Когда мне нужен был специалист в лабораторию, я даже размещал объявление в одной из университетских соцсетей. Чтобы привлечь студентов мы проводим дни науки на «Фабрике», где заведующие лабораториями читают ознакомительные лекции и приглашают первокурсников работать к себе, выполнять курсовые и дипломные работы. Но желающих студентов серьёзно заниматься наукой (не для зачёта) не так уж много. Это связано скорее с отсутствием мотивации, со стереотипами, например, учёный – это старичок седовласый, «ботаник» в очках с низкой зарплатой. На самом деле, если вы пройдётесь по лабораториям «Фабрики», то увидите, что средний возраст научных сотрудников не превысит 35-38 лет.
Что бы Вы сказали молодому человеку или девушке, которые хотят связать свою жизнь с наукой?
Первое – хорошо учиться в школе и в университете, поскольку без базовых знаний в науке нечего делать. Второе – саморазвитие. Очень важно для будущего учёного внеклассное образование в интересующей области. Это может быть программирование, 3D-моделирование, радиоэлектроника и прочее. Третье – знание английского, поскольку общение между учёными на конференции или в ходе стажировки происходит в основном на английском. Общение необходимо для сторонней оценки ваших научных достижений, происходит обмен опытом, появляется возможность прослушать интересную лекцию или доклад на английском языке, а также — комфортно путешествовать по миру.
Многие ребята боятся идти в профессию, так как считают, что наука – это очень сложно.
Если бояться трудностей, то никем не станешь. В любой профессии можно обозначить такие «страшные» проблемы. Дорогу осилит идущий! Надо идти к цели, не опасаясь проблем, сложностей и неудач. Как правило, в научных коллективах очень дружелюбная атмосфера, где коллеги всегда поддержат и помогут, в том числе разобраться в очень сложном.